Сольфеджио
для гитаристов

Принцип "подвижной До"

Рассказываем о наибо­лее удоб­ном для ги­та­рис­тов под­хо­де к раз­ви­тию му­зы­каль­но­го слу­ха, так на­зы­вае­мо­му "соль­фе­джио с по­движ­ной До", и его прак­ти­чес­ко­му при­ме­не­нию в им­про­ви­за­ции и чте­нии нот.
Статья будет интересна для всех музыкантов неклассического направления - джаз-, рок- и поп-музыкантов.
Если вы никогда не задумывались о развитии музыкального слуха и совсем не знакомы с сольфеджио, советуем прочитать Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?
Содержание
1

"Классическое" сольфеджио и гитара

Среднестатистический гитарист тратит на развитие музыкального слуха гораздо меньше времени, чем на технические упражнения.
Меж тем развитый музыкальный слух - то, что отличает музыканта от, собственно, не музыканта. Внятно импровизировать, чётко выражать свои музыкальные идеи невозможно без подтягивания ушей вслед за пальцами.

Всегда останавливает одно - тот избыток информации, присущий тради­ци­он­ной системе преподавания сольфеджио, и отсутствием понимания каким образом вся эта тяжеловесная теоре­ти­чес­кая составляющая может быть применена в повсе­днев­ной музыкальной практике.
Мы, гитаристы, мыслим аппликатурами. При смене тональности, например, с Си-мажора на Ля-бемоль-мажор, я не стану соображать, что в Си-мажоре 5 диезов, а в Ля-бемоль-мажоре 4 бемоля - я просто передвину руку в нужную позицию и поменяю у себя в голове аппликатурную картину мира. Не то, что это знание не нужно или не важно, - отнюдь, но на гитаре как-то не чувствуешь первичность этого знания.
сольфеджио для гитаристов
2

Почему сольфеджио у нас ассоциируется с фортепиано

Лет 150 назад в России любой мало-мальски образованный человек, а уж тем более музыкант, практически обязательно осваивал фортепиано в курсе обучения. Так и появилась "классическая" система преподавания сольфеджио с её жёсткой привязкой к фортепиано.
Для пианиста естественно визуализировать отношения между звуками с помощью клавиатуры фортепиано. Оно понятно: клавиатура перед глазами, сколько "чёрных клавиш в какой тональности" вызубрено, - на фортепиано волей-неволей начнёшь мыслить гармонически.

Однако, времена изменились. Гитаристов, которые начинают своё знакомство с гитарой через фортепиано сейчас единицы. Сейчас фортепиано - для многих это скорее барьер. Вот слухом никто и не занимается, - это кажется неприподъёмным.
3

А что можно развивать слух как-то иначе?

Да.
Наше привычное "фортепианное" сольфеджио отнюдь не единственный путь к развитому музыкальному слуху. Сольфеджирование, т.е. пропевание мелодий по нотам, как метод развития музыкального слуха появилось задолго до того, как клавишные инструменты получили широкое распространение.
Вообще, систем сольфеджио довольно приличное количество. И они не менее "классические". В современной европейской музыке в противовес "фортепианному" сольфеджио используется так называемое "сольфеджио с подвижной До", или Movable Do System, как называют этот метод в Berklee College of Music (США).
4

Что такое "сольфеджио с подвижной До"?

Идея, лежащая в основе системы с подвижной До, крайне проста:
Независимо от того, в какой вы сейчас тональности, будем называть первую ступень гаммы, т.е. тонику, - "До", вторую - "Ре", и т.д.
Сменилась тональность, - сменилась и наша До:
Таким образом мы воспринимаем мелодию не как набор конкретных нот на фортепиано, а как движение по ступеням лада ( гаммы). Волей-неволей, каждую ноту мелодии тем самым мы будем соотносить с тоникой.
К слову говоря, ту традиционную у нас систему называют "сольфеджио с фиксированной До", fixed Do system.
Никто не утверждает, что система с подвижной До чем-то лучше. И у неё есть свои минусы, о которых ниже, - просто та её особенность, что можно абстрагироваться от фортепиано как нельзя лучше подходит современному гитаристу. Ведь для того чтобы слышать какую-либо ступень в гамме вовсе не обязательно знать какая конкретно это нота, - важно уметь соотносить её с тоникой.
5

Плюсы

То, что До - это первая ступень (а не, скажем, Ля) записано у нас в под­со­зна­нии ещё с на­чаль­ной школы. Нам значительно труднее воспринимать "Фа# - Ля# - До# - тоническое мажорное трезвучие в тональности Фа-диез мажор", чем просто сказать, что "это До - Ми - Соль в тональности Фа-диез мажор". Легче сконцентрироваться на изучении отношений между ступенями (нотами, звуками). А ведь для этого и было придумано сольфеджио, это и есть развитие музыкального слуха.
Запомнив как звучит отношение между, например, 6й ступенью (Ля) и тоники (До) в тональности До-мажор, вы легко распространите этот навык на все остальные мажорные тональности, ведь отношение между ступенями гамм мажорных тональностей одинаково. И услышав подобное отношение в тональности Фа-диез мажор, вы с уверенностью скажете, что это звучит 6-я ступень, т.е. Ля, тональности Фа-диез мажор. Сказанное верное и для минорных и для любых других тональностей. Сольфеджио с подвижной До даёт уверенное ощущение лада.
Лёгкость транспонирования. Выучив мелодию в одной тональности, вы без труда перенесёте её в любую другую - мы же имеем дело со ступенями лада, а не с нотами.
Лёгкость изменения лада. Уверенно слыша один лад, вы будете уверенно слышать и другой, проработав изменения в отношениях между ступенями.

Импровизация в ладу. Что нужно для того, чтобы уверенно импровизировать? Уметь строить мелодии у себя в голове и не вылетать из тональности. Что такое тональность?
Тональность = Тоника + Лад
Тонику вам дадут (например, басист, если он адекватен), ступени лада слышим, - вот она свобода импровизации.
Кстати, многие так и называют сольфеджио с подвижной До - импровизационное сольфеджио.
6

Дополнительные плюсы гитаристам

Вернёмся к аппликатурам.
Вот, например, одна из основных аппликатур мажорной гаммы с тоникой на 6й, 4й и 1й струнах. На этой аппликатуре проставим ступени лада:
Она подходит для любой мажорной гаммы и нисколько не изменится ни для До мажора, ни для Си-бемоль мажора, ни для Соль мажора (за исключением того, конечно, что начинаться будет с соответствующего лада на грифе):
Где тоника (До) всегда понятно, где какая ступень - тоже. Ну чем не фортепиано?
Проработав таким образом остальные аппликатуры, мы свяжем визуальное восприятие со слуховым. Это дополнительный первый плюс для гитаристов. В итоге получим осознанную игру.
Второй плюс, как следствие первого, - чтение нот.
Аппликатурно-визуальные и слуховые составляющие у нас проработаны, где какая ступень в аппликатуре и как она связана с тоникой понимаем, -почему бы не начать читать ноты?
7

Минусы

Есть правда небольшой нюанс, с системой с подвижной До не получится читать нотацию "как она написана", придётся научиться воспринимать нотную запись с точки зрения тоники и ступеней. Это на самом деле несложно и быстро осваивается, но всё же имеет место быть. И это первый минус.
Например, "Чижик-пыжик":
Второй минус. А что если музыка атональна? Если невозможно понять что есть тоника?
Правда явление это редкое и находится во вселенной авангардной музыки. Но и там можно выкрутиться, приняв, например, за тонику первую ступень того аккорда, который вы сейчас играете. Если вообще вы будете играть аккорды в этом случае... и на гитаре...

Текст и иллюстрации: Павел Тюкавин
Если материал вам понравился, расскажите о нём друзьям. Спасибо!
ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ
Made on
Tilda