Сольфеджио
для гитаристов

Пары
Разрешений
Рассказываем о наиболее простом способе начать слышать все ступени мажорного лада.
Статья будет интересна музыкантам, чувствующим необходимость приобретения или восстановления навыка ориентации в ладу на слух.
В статье используется принцип "подвижной До", Movable Do System. Если вы никогда не слышали об этом методе сольфеджио, почитайте:
  1. Сольфеджио для гитаристов. Принцип "подвижной До"
  2. Сольфеджио для гитаристов. Тональный базис.
  3. Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?
Понадобятся
Настроенный инструмент
Некий теоретический багаж
Элементарные понятия теории музыки - что такое тональность, лад, длительности, и т.д. - будут необходимы для понимания написанного.
Содержание
1

Что такое тональная музыка?

Всё, о чём мы будем сейчас говорить, происходит в вселенной сольфеджио с "подвижной До", когда под "До" подразумевается не конкретная нота на клавиатуре фортепиано, а тоника тональности. Например, будучи в тональности Фа# мажор мы будем ноту (давайте лучше скажем клавишу) Фа# называть и воспринимать ёмким словом "До", ноту Соль# - Ре, и т.д. Как это? и зачем всё это надо? - можно почитать здесь Сольфеджио для гитаристов. Принцип "подвижной До" .
"Подвижное До" как нельзя лучше подходит для тональной музыки, т.е. музыки с чётким ощущением центра, или, другими словами, полюса притяжения, к которому всё стремится, в который всё разрешается. Центр этот - тоника. Логично принять её за До.
В До всегда ощущается некоторое успокоение в мелодии. Другие ступени лада - Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, - не имеют этого ощущения покоя. Напротив, они стремятся к тонике, - их хочется разрешить в До.
Например, Соль и Си обе стремятся разрешиться в До, но если для Си этот путь всего лишь Си До, то для Соль нужно пройти ещё Фа Ми Ре. Изучить эти пути разрешения ступеней - первоочередная задача при работе с ладом.

Стремление ступеней лада к До, как к точке покоя, придаёт мелодиям схожесть с разговорной речью. Этот отход и возвращение к тонике сродни интонационным взлётам и паданиям внутри предложения при разговоре. Таким образом мелодии тональной музыки делятся на музыкальные фразы и предложения.
Современная музыка по большей части и, тем более, песенная музыка - тональны.
2

Пары разрешений

Хорошо. В статье про тональный базис мы условились считать тоническое трезвучие До Ми Соль в качестве эталона (референтного значения) для определения нот в контексте тональности.
В самом деле, в тональный базис входят наиболее "яркие" ступени лада:
До это До, тут всё ясно;
Ми легко ощущается из мажорности/минорности;
Соль настолько неустойчива, что становится устойчивой. Она легко слышится и определяется.
Вот и рассмотрим остальные 4 ступени относительно этих трёх.
Работать с этими неустойчивыми ступенями удобно, образовав пары с устойчивыми. Получим 4 пары, в каждой из которых неустойчивый звук разрешается в ближайший устойчивый. Это и есть пары разрешений.
Си До, Ре До, Фа Ми, Ля Соль.

Работать надо постепенно над каждой парой, используя принцип пропой-подожди-проверь, примерно как это было описано в статье про тональный базис.

В итоге получим интересное упражнение, хорошо подходящее для приобретения и поддержания навыка разрешения неустойчивых звуков в устойчивые. Устойчивые же ступени лада были хорошо проработаны опять же в статье про тональный базис.

3

Пары разрешений в аппликатуре

Пришло время связать всё это с аппликатурой мажора.


Текст и иллюстрации: Павел Тюкавин
Если материал вам понравился, расскажите о нём друзьям. Спасибо!
ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ
Made on
Tilda