Сольфеджио
для гитаристов

Tональный Базис
Рассказываем о фундаментальном понятии принципа "подвижной До" - тональном базисе. Представляем 3 упражнения на приобретение навыка уверенного слышания мажорного трезвучия - тонального базиса мажорных тональностей.
Статья будет интересна музыкантам, чувствующим необходимость приобретения или восстановления навыка ориентации в ладу на слух.
В статье используется принцип "подвижной До", Movable Do System. Если вы никогда не слышали об этом методе сольфеджио, почитайте:
  1. Сольфеджио для гитаристов. Принцип "подвижной До"
  2. Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?
Понадобятся
Настроенный инструмент
30 минут времени ежедневно
Минимум. Не бойтесь, это на пару дней, - здесь только 3 упражнения. :)
Но, вообще-то, примерно так и надо заниматься всегда.
Содержание
1

Мажорное трезвучие как тональный базис

Как понять что за нота звучит?
Как соориентироваться? Как вообще ориентируются в пространстве, во времени?
Очевидно, соотнося искомое с чем-то уже известным, данным.
В тональности таким заранее известным будут:
  • тоника (мы же говорим о человеческой музыке, верно? :));
  • и то, мажорной или минорной является эта тональность (это наиболее простое свойство тональности легко определяется на слух).
За мажорность/минорность в ладу отвечает третья ступень - медианта (она же ступень Ми). Добавим ещё пятую ступень, доминанту (она же ступень Соль), как вторую наиболее важную (что, в общем, следует из названия) и самую напряжённую ступень лада. Сочетание ступеней До-Ми-Соль называется тоническим мажорным трезвучием (ТМТ). Это самые устойчивые ступени лада. Это они задают его основные свойства. ТМТ - как бы скелет нашей тональности, её тональный базис.
Определение того, какой конкретно ступенью гаммы является звучащая в данный момент нота, сводится к задаче соотнесения этой ноты с тональным базисом. Уверенное слышание, «физическое» ощущение этого базиса – залог успеха.
сольфеджио для гитаристов
2

Сольфеджио - процесс эволюционирования

Нужно понимать, что какого-либо результата в занятиях сольфеджио можно ожидать только после многократного повторения, «всестороннего штурма» изучаемого материала. Занятия сольфеджио – долгий и порой не очень приятный процесс «ломки» себя, процесс эволюционирования, мутации из homo sapiens в Человека-Музыканта. И этот процесс длинною во всю вашу музыкальную карьеру.
Не стесняйтесь подходить к процессу освоения новых навыков творчески, выдумывать и ставить перед собой задачи, которых нет в книжках. Польза от таких мини-задач огромна, т.к. они обычно:
  • попытка подойти к проблеме с другой стороны;
  • попытка разобраться с задачей, которая непонятна конкретно вам;
  • ИМПРОВИЗАЦИЯ! :)
3

Как советую заниматься

Многочасовые, но редкие сидения над учебником сольфеджио значительно менее эффективны коротких, но частых занятий. 15-20 минут с утра и столько же вечером и вы не узнаете себя, особенно, если прибавите ещё 15 минут днём :). После 15-20 минут (примерно) КПД падает значительно, поэтому сидеть и корпеть час с лишним не стоит. Хотя, конечно, если по-другому не получается, это лучше, чем ничего.
Обязательно позанимайтесь слухом перед тем, как гонять гаммы туда-сюда, пока мозг не устал.
Сольфеджио суть пропевание нот. Будьте готовы, что вам придется много петь.
Старайтесь петь громко, не мурлычьте себе под нос, - ваши уши должны вас слышать.
Если у вас не получается какое-то упражнение, ничего страшного, - всё рано или поздно получиться. Самое главное, не останавливаться перед трудностями и возвращаться к этому упражнению снова и снова. Поймите, ваш мозг работает помимо вас. Даже если кажется, что ну вообще ничего не выходит, - это только кажется. Опыт накапливается. Со временем произойдёт "прорыв". Этот прорыв можете остановить только вы, перестав заниматься. Лучше сделайте паузу и вернитесь к этому упражнению через некоторое время.
Упражнения эти – для многократного повторения. Даже уйдя далеко вперед, не будет лишним иногда возвращаться к ним для проверки.

4

Упражнение 1

Первым делом, проверим , насколько точно вы можете спеть услышанные вами ноты, насколько ваш "внешний" слух соответствует "внутреннему".
Сядьте удобно и сосредоточьтесь. Отрегулируйте громкость инструмента (если имеется), - вы должны слышать всё хорошо. Никаких наушников! :)
Возьмите любую ноту на гитаре
Из разумного диапазона. Например, что-то между нотой G на 6 струне (3 лад) и нотой D на 2 струне (3 лад)
Дайте ей затухнуть
Постарайтесь запомнить этот звук.
Спустя несколько секунд, постарайтесь услышать эту ноту, вспомнить её
Не подбирайте, а именно старайтесь услышать эту ноту у себя в голове, представьте её.
Спойте её громко
Громко, значит громко!
Когда будете уверены, что поёте то, что слышали, проверьте
Не подбирайте, а именно старайтесь услышать эту ноту у себя в голове, представьте её.
Попали? Супер!
Попробуйте ещё пару нот и переходите к следующему упражнению
Не попали?
Возьмите другую ноту и повторите процедуру. Постарайтесь сосредоточиться, можно закрыть глаза
Если процент непопаданий велик, ничего страшного, - вернитесь к упражнению позже и через некоторое время всё получится.
5

Упражнение 2

Итак, наша цель - тоническое мажорное трезвучие.
Тоника - это как бы "нижний" звук лада, точка покоя, к которой всё стремится. Тоника входит в тоническое мажорное трезвучие. Это его нижний, басовый звук.

Возьмем привычные аппликатуры мажорных аккордов с баррэ. Нижний звук в них:
На самом деле эти аппликатуры в нотной записи будут выглядеть так, но нам это не важно, т.к. тоника всё равно в басу.

Наш следующий шаг - слышать нижний звук мажорного аккорда.
Возьмите любой мажорный аккорд на инструменте
Лучше, конечно, пока не иметь дело с септаккордами, но если очень хочется, то пожалуйста. :)
Дайте ему затухнуть
Постарайтесь вслушаться в аккорд
Спустя несколько секунд, постарайтесь "поймать" самую нижнюю ноту аккорда, т.е. его тонику или ступень До этого аккорда.
Не подбирайте, а именно старайтесь услышать эту ноту у себя в голове, представьте её.
Спойте её громко
Громко, значит громко!
Когда будете уверены в своём ответе, не раньше, проверьте
Продолжая тянуть взятую вами ноту, сыграйте тонику этого аккорда на инструменте.
Попали? Супер!
Попробуйте ещё пару аккордов и переходите к следующему упражнению
Не попали?
Обязательно возьмите другой аккорд и повторите упражнение. Постарайтесь сосредоточиться, можно закрыть глаза.
Если процент непопаданий велик, ничего страшного, - вернитесь к упражнению позже и через некоторое время всё получится.
6

Упражнение 3

Теперь стоит уделить внимание ступеням Ми и Соль. В приведённых аппликатурах ступени эти в удобном для пения расположении выглядят так:
Важно понять, услышать как эти ступени сочетаются с тоникой. Для этого будем использовать гитару в качестве бас-гитары. :)
Возьмите любую ноту в качестве ступени До на инструменте.
Конечно, из разумного диапазона, - то, что вы сможете петь не напрягаясь
Через пару секунд, не отпуская До, возьмите ступень Ми или Соль
Сверьтесь с приведёнными аппликатурами
Послушайте внимательно, как сочетаются эти два звука
Сочетания До-Ми (интервал терция) и До-Соль - консонансы (т.е. не диссонансы). Они звучат приятно, "чисто". Этой чистоты мы и будем добиваться.
Теперь заново возьмите ту же До и, продолжая играть До, спойте громко Ми, либо Соль
Старайтесь звучать так же чисто
Когда будете уверены в своём ответе, - проверьте.
Продолжая тянуть вашу ноту, сыграйте соответствующую ступень, присоединив к басу До, на инструменте. Обратите внимание, что когда вы поёте Ми или Соль не совсем точно, при проверке (т.е. когда к пению добавляете ещё ту же ступень на инструменте) возникают частотные биения. Если интервал взят точно, биений не будет. Постарайтесь в следующий раз "подстроить" свое пение.
Если не попали, начните с опять п. 1.
Спокойно, не торопитесь.
Через некоторое время поменяйте начальную ноту
Не стоит упираться в одно и то же
Пару дней проведите в обществе Ми и Соль. Лучше пока не отвлекайтесь на другие ступени. Уверенно слышать тональный базис - половина всего успеха.

Текст и иллюстрации: Павел Тюкавин
Если материал вам понравился, расскажите о нём друзьям. Спасибо!
ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ
Made on
Tilda