Школа музыки СТРУН.НЕТ

Что такое сольфеджио?

И почему его все боятся?
В этой статье поговорим о музыкальном слухе, о том, что такое сольфеджио, почему сольфеджио облегчает жизнь музыканту и почему его все боятся.
Статья будет интересна для всех музыкантов неклассического направления - джаз-, рок- и поп-музыкантов.
Содержание
1

Что такое музыкальный слух

Сложно переоценить насколько важно музыканту развивать слух.
И действительно, я убеждён, что развитое "внутреннее слышание" - умение раскладывать идеи на музыкальные составляющие исклю­чи­тель­но на слух - самый важный аспект в становлении хорошего музыканта.

Steve Vai о сольфеджио и развитии музыкального слуха
Музыкальный слух - способность воспринять звуковую идею в музыкальных терминах и точно воспроизвести её.
2

Что такое «звуковая идея»? Что такое «в музыкальных терминах»?

Сольфеджио. Нота ля первой октавы.
Это не гаечный ключ :) - это камертон 440 Гц. Нота А1, т.е. Ля первой октавы.
Нам нравится жить в окружении звуков - поют птицы, шумят деревья, пропищал комар (последнее сомнительно :) )... Нам нравится порой как сочетаются различные звуки. Мы можем даже напевать себе что-то под нос и думать - "О! Вот это круто!"... Но всё это не музыка. Это, - как бы это сказать? - идеи. Звуковые идеи.

Музыка же - вещь довольно абстрактная, не жизненная. Мелодии, - основной вид музыкальной идеи, - строятся не абы как, а из вполне определенного и, более того, конечного набора звуков, - нот.

Ноты, - звуки с конкретно заданными частотными характеристиками. Так, например, нота ля первой октавы это обычно 440Гц. Нота ля второй октавы 880Гц, и т.д.

Для того, чтобы звуковая идея стала мелодией, её нужно перевести в ноты, т.е. в современной музыке ноты - это такая координатная сетка, куда и встраиваются все наши музыкальные звуковые идеи.

Ноты передают не саму звуковую идею, а её интерпретацию. Это такой способ перевести жизнь в цифру. Начали всё это ( по крайней мере так считается) пифагорейцы, т.е. те люди, которые хотели оцифровать всё живое и неживое. Сейчас система эта стала довольно продвинутой и гибкой, и её вполне хватает для реализации самых экзотических идей.

Если вы способны интерпретировать звуковую идею в музыкальную, - неважно, с помощью инструмента или нет, - значит вы обладаете музыкальным слухом. И чем меньше вам нужно прибегать к помощи инструмента, чтобы осмыслить музыкальную идею ( "подобрать" её ), тем более развитым музыкальным слухом вы обладаете, тем больше шансов донести эту идею до слушателя чётко и осознанно.

Развитый музыкальный слух даёт возможность не просто слышать и понимать, но и мыслить уже в пространстве нотного языка. А это - возможность отойти от невразумительного мычания и начать сыпать уже действительно музыкальными идеями, анализировать, изобретать.
Т.е. музыкальный слух - это не то, что я буду лучше слышать?
Нет. Развитый музыкальный слух подразумевает скорее развитие аналитических способностей, чем чисто физиологический слух. Лучше слышать тихие звуки вы не будете.
    А вот Хендрикс нот не знал и вон чего творил!
    А никто и не говорит, что уметь читать ноты обязан каждый. К тому же "воспринять в музыкальных терминах", вовсе не означает, что именно в нотах. Термины у каждого могут быть свои (например табулатура - тоже вариант записи музыки и тоже вариант "музыкальных терминов"). Нотная запись - всего лишь музыкальные буквы. Она никакого отношения к музыкальному слуху не имеет. Кириллица не заменяет же вам русский язык. Pozhalujsta, mozhno polzovatsya latinitsey.

    Однако, забавно было бы посмотреть, как по табам вы попытались бы спеть что-нибудь. :)

    Плюс, при всём моём уважении к Хендриксу (что действительно так), сильно сомневаюсь, чтобы Джими хотя бы пару раз в жизни сыграл что-нибудь одинаково.
    3

    В чём суть сольфеджио?

    Сольфеджио, сольфеджирование - это способ развития музыкального слуха путём пропевания мелодий по нотам.
    Пение естественно для человека. Пение как-то ближе, чем любой другой инструмент. Более того, у нас в голове нет ни ладов, ни клавиш, - подобраться к нужной ноте значительно труднее. Поэтому приходиться концентрироваться. Концентрация - значит лучшее усвоение материала.

    Музыкальный слух развивается и сам собой, но если вы не хотите пускать дело на самотёк, сольфеджирование - самый быстрый способ его развития.
    Что ещё могут понимать под словом "сольфеджио"?
    а. вопросы, связанные с нотацией, музыкальными терминами, элементами гармонии, и т.д., могут обобщить под словом "сольфеджио". Это понятно, - эти вещи тесно связаны. Сложно читать ноты, не зная их;

    б. способ интерпретации музыкального материала. Например, "индийское сольфеджио Конокол", "сольфеджио с подвижной До", и т.д.

    в. собственно, сам предмет "Сольфеджио и Развитие слуха".
      И вовсе я не хочу учиться петь!
      Речи о том, что занимаясь сольфеджио вы превратитесь в вокалиста нет. Вокал - такой же музыкальный инструмент, как и все остальные, а значит обучение ему подразумевает и техническую сторону вопроса. В курсе сольфеджио сторона эта не рассматривается. Абсолютно всё равно какой техникой вы поёте. Вы можете реветь, как медведь, главное, чтобы нота, которую вы пропеваете соответствовала той, которую вы подразумеваете.
      4

      Почему сольфеджио все боятся?

      Скажем прямо, сольфеджио - предмет не из лёгких. Это приобретение навыка, который не заложен в вас природой. Здесь требуется усидчивость и концентрация.

      И очень бы помогло понимание конечной цели всех этих мучений, - понимание того, как вся эта тяжеловесная мумба-юмба может быть применена не для написания симфоний, ораторий и кантат, а к, что ни на есть, злободневной музыкальной жизни. И сольфеджио из очень даже практического, земного предмета превращается в бесконечную зубрёжку, беспросветную и никчёмную.

      Масла в огонь добавляет эта "классичность", "фортепианность" терминологии. Для пианистов, оно, может, и ничего, но для всех остальных! Понятно, что во времена Римского-Корсакова не было джаза; понятно, что "джазЪ намЪ чуждЪ!" (С), но хотелось бы идти в ногу со временем, хоть чуть-чуть.
      Ну какой терцквартаккорд на гитаре? Кто его когда-нибудь видел? Хмммм… Хотя один всё-таки есть! :)


      Текст и иллюстрации: Павел Тюкавин
      Если материал вам понравился, расскажите о нём друзьям. Спасибо!
      ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ